Виды бисера и основные техники плетения
Бисер — чрезвычайно универсальный материал. Их цветовая гамма неограниченна, и они доступны в различных размерах и формах. Следующие классификации являются относительными. Существует и другой вид разделения, который является более специализированным и техническим (например, чешская классификация) 24.


Цветные стеклянные бусины изготавливаются различных размеров, цветов и форм (включая витые и тонкие поверхности). Основной размер стеклянных бусин — это длина. В большинстве случаев стеклянные бусины имеют острые края (хотя некоторые стеклянные бусины имеют оплавленные края).
Парча (серебряная нить, с «огоньками»).
Прозрачные стеклянные бусины с блестящей поверхностью отверстия цвета «серебро».
Замороженные (влажные) бусины.
Слегка прозрачные бусины, обычно пастельных тонов, с легким блестящим покрытием.
Слегка прозрачный пастельный цвет с перламутровым, слегка блестящим, небелым покрытием.
Непрозрачные натуральные бусины.
Матовые, непрозрачные стеклянные бусины с непрозрачным покрытием и очень слабым блеском.
Глянцевые, блестящие бусины с глянцевым небликующим покрытием — лакированные.
Темно-серые, почти черные бусины с металлическим блеском.
Прозрачные бусины натираются.
Эти бусины имеют тусклую, шероховатую, не блестящую поверхность и издают характерный грубый звук при встряхивании мешочка.
Стеклянные бусины с вкрапленными в них разноцветными полосками.
Глянцевые, прозрачные, слегка переливающиеся бусины с покрытием.
Бензиновые бусины (радужные).
Глянцевые, слегка переливающиеся бусины с покрытием, которые выглядят как пленка бензина в воде.
Прозрачные стеклянные бусины без покрытия.
Мрамор (меланж) Стеклянные бусины с неравномерным покрытием, выглядящим так, как будто цветное стекло было неправильно смешано.
Основные техники плетения в ювелирном деле.


Самый простой способ изготовления изделий из бисера — в виде нити — набора бусин (с иглой или без) на леску (Приложение Б, рис. 1).
Нанизывание игл и стержней (Приложение B, рис. 2).
Этот метод часто используется для создания различных видов бахромы на воротниках, поясах и серьгах, для создания различных кисточек на поясах, шторах, подушках или цветов для рукоделия (хризантема, звезда и т.д.) или для создания крон деревьев из бисера (ель, кипарис, сосна и т.д.).
Для завязывания узлов используется леска (или игла) или проволока. Сначала добавляется строка нужной длины. Когда добавляется последний элемент, второй конец нити пропускается вокруг последней бусины и через весь остальной ряд в обратном направлении. Потяните за скрученную нить, пряжу или проволоку и прикрепите ее к верхнему ряду детали, ткани и завяжите узел или, в случае с проволокой, туго переплетите концы.
Вязать петли (Приложение В, рисунок 3).
Цветочные кисточки и промежуточные элементы, а также некоторые виды брошей изготавливаются с помощью петель, которые необходимы для создания цветов или деревьев с помощью проволоки, а не иголок, из которых собираются лепестки, листья и ветки. Готовые элементы можно использовать для изготовления брошей, заколок, пряжек, украшений для сандалий и браслетов. Петли широко используются для плетения различных вариантов ожерелий, подвесок и даже могут заменять внешние элементы бахромы.
Варианты создания петель на бусинах: a) петли из проволоки b) петли из лески c) петли из бусин на стеклянных трубочках для бусин.
Чтобы сделать петлю в проволоке, сверните ее в форму дуги, соедините два конца и перекрутите проволоку несколько раз. Если петля сделана из лески, то после придания снифтеру дугообразного положения второй конец петли пропускают через бусину. Это может быть первая бусина петли, бусина основной детали или бусина ряда бахромы — в данном случае все зависит от замысла мастера. Техника параллельного плетения (Приложение B, рис. 4).
Этот вид техники является одним из основных для изготовления жестких проволочных конструкций, таких как цветы, подвески и объемные животные. Обычно плетение лепестков и листьев начинается сверху вниз. Таким образом, скрученные концы нижней проволоки помогают прикрепить отдельные лепестки и листья к общей композиции. Трехмерные, плоские фигуры обычно плетутся слева направо. Животные обычно начинают с носа, так как концы проволоки легко скрываются хвостом.
Параллельное плетение: а) добавление бисера — б) плетение в одном ряду — в) соединение двух половинок.
В процессе плетения на уплощенных сторонах образуются характерные проволочные скобки. Это может быть больше или меньше, в зависимости от размера ряда.
Круговое или французское переплетение (Приложение В, рис. 5).
Французское плетение зародилось в Европе много веков назад и сегодня считается самой популярной из всех других техник изготовления бисера. Техника французской тесьмы широко используется для изготовления заколок, брошей, пряжек для ремней, украшений для обуви и сумок, гробов и объемных деталей для шкатулок-пеналов.
Этот вид работы очень похож на плетение корзин. Сначала подготавливаются острые снизу проволоки необходимой длины и количества, затем длинные снизу плетутся с бисером и закручиваются вокруг каждого стержня один или несколько раз для закрепления. В этом положении ведите снизки к следующему пруту, плетите и т.д.
При создании плоских деталей принцип работы тот же, но в этом случае длинный рабочий крепеж протягивается по полудуге вокруг стержня, двигаясь снизу вверх по стержню, закрепляя его и снова возвращаясь вниз.
Создание плоских деталей: a) стержень, b) первая дуга, c) последний лепесток
Мозаичное плетение (кирпичное плетение) (Приложение В, рис. 6).
Мозаичная нить широко используется в современном бисероплетении. Это, пожалуй, самая популярная и широко используемая техника для плетения различных плоских форм и объемных элементов. Почти все — от сумок до замысловатых цветов и ожерелий, от браслетов до ремней, от поясов до колокольчиков, от заколок до болеро — может быть сделано методом мозаики. Мозаичное плетение основано на одной из самых простых техник плетения — обычной крестообразной цепочке. Первый ряд можно сформировать несколькими способами, самый распространенный — удвоить количество бисерин, часть из которых идет во второй ряд. Крестообразные ожерелья можно делать двумя иглами, что позволяет регулировать длину цепочки и одновременно нанизывать бусины. Если вы выберете этот метод, то концевые бусины прикрепляются к рабочему валику и создается сама цепочка. Когда все будет готово, поверните иглу и нить на 180° и продолжайте плетение в обратном направлении, всегда соединяя бисерины между элементами, выступающими из предыдущего ряда. Если вы запомните это простое правило, вы успешно пройдете половину пути обучения технике мозаики.
Плетение цепочек и мозаики (Приложение B, рисунок 7).
Выбор цепочки также полезен, когда необходимо организовать различные круглые или квадратные объекты. В этом случае после выполнения определенного количества плетений цепь помещается на объект, который необходимо соединить или организовать, и определяется ее длина. Затем она замыкается кольцом, и ряд продолжается вверх и вниз.
Второй принцип, который следует помнить при вязании предметов в технике мозаики, заключается в том, что горизонтальные ряды всегда должны быть прямыми, а вертикальные — смещенными друг относительно друга.
Кирпичный шов. Вторая разновидность мозаичного плетения — кирпичный стежок. В этом случае соединение бисерин следующего ряда осуществляется не с самими бисеринами предыдущего ряда, а с нитями в промежутках между соседними бисеринами. В этом случае бусина нового ряда находится точно посередине двух бусин под ней, создавая видимость кирпичной кладки. Это сходство и дало название технике плетения.
Дополнительная особенность этого метода заключается в том, что бусины соединяются не вертикально, как обычно (в этом случае отверстия в бусинах всегда находятся в горизонтальном положении), а вертикально (отверстия в бусинах находятся в вертикальном положении). Дополнительные препятствия возникают при начале работы обычным способом.
Изделия, выполненные в технике кирпичного стежка, прочнее изделий, выполненных в традиционной мозаичной технике, так как нить более плотная и не имеет отверстий.
Технику кирпичного стежка можно использовать для создания разнообразных панелей, в которых не допускается наличие отверстий, или для создания интересных узоров на участках. Она требует, чтобы диагональ можно было перемещать вверх или вниз с минимальным смещением (для гобеленовой или мозаичной техники). Положение диагонали узора Это расстояние между двумя бисеринами в соседних рядах всегда равно 1-бисерине, а не половине, как в этой технике).
Таким образом, сегодня производится большое количество бисера различных цветов и размеров, а также форм и отделки, а в 21 веке появился широкий спектр техник бисероплетения — от новичка до эксперта.
