IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017


БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Текст произведения расположен без изображений и шрифта. Полная версия проекта доступна в формате PDF на вкладке Рабочие файлы.
Одним из ключевых аспектов развития ребенка дошкольного возраста в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Развитие мелкой моторики является мощным средством увеличения возможностей коры головного мозга и стимулирования развития мышления ребенка. Под влиянием правильно применяемого мануального обучения улучшаются когнитивные процессы. Восприятие дифференцируется, обогащается, развивается наблюдательность и спонтанное внимание, происходят положительные изменения в выполнении психических функций.
Регулярные упражнения и игры с руками улучшают память ребенка, умственные способности и произношение многих звуков, что ведет к развитию речи и снятию эмоционального напряжения.
Однако, помимо всех игр и упражнений, двигательную ловкость можно эффективно развивать с помощью различных видов ремесел. Всевозможные поделки являются важным средством общего развития детей дошкольного возраста и высокоэффективным способом коррекции недостатков в развитии мелкой моторики. Одним из таких ремесел является бисероплетение всех видов.
Бисероплетение — одно из самых древних ремесел. Искусство бисероплетения имеет очень долгую историю. В Якутии бисероплетение является одним из национальных видов искусства. Якутский национальный костюм издавна украшался бисерными орнаментами. Головные уборы, нагрудные украшения, нижнее белье, куртки, народные костюмы, жилеты и пояса были украшены бисером. Лучшие традиции передаются из поколения в поколение и сохраняют свое значение по сей день. Сегодня искусство бисероплетения развивается и совершенствуется.
Занятия бисероплетением с детьми дошкольного возраста положительно влияют на активизацию мелкой моторики, развитие мелких мышц рук, развитие воображения, фантазии, памяти, пространственного мышления и творческих способностей.
Бисероплетение — увлекательное и полезное занятие. Бисероплетение доступно и полезно для детей дошкольного возраста. Выполненные самым простым способом, изделия из бисера получаются яркими и впечатляющими. Бисер привлекает детей не только своим размером и простотой изготовления, но и яркими цветами и разнообразием форм. Работа с бисером интересует не только девочек, но и мальчиков, которые с удовольствием работают с этим материалом.
Мы рады сообщить вам о проекте группы «Бисероплетение» Имичанского детского сада в Чукаре, Нюрбинский район. Чукарь, Нюрбинский район, Республика Саха (Якутия). Программа направлена на развитие мелкой моторики с помощью бусин. Изготовление игрушек, цветов, украшений и бус из проволоки, лески и ниток очень привлекает детей.
Структура программы включает цели, ожидаемые результаты и содержание задач для этих групп.
Задания включают развитие мелкой моторики и обучение работе с бисером, а также сенсорное развитие, математические представления, знание декоративно-прикладного искусства, психические процессы (эмоции, восприятие, внимание, память, образное мышление), личностные качества (самоконтроль, настойчивость, терпение, трудолюбие и т.д.). Эмоциональная сфера ребенка (положительное отношение к работе, удовлетворение от хорошо выполненной и красивой работы, удовольствие от желания правильно преподнести подарок) ;
В этом разделе выделены ожидаемые результаты: что дети должны знать и уметь к концу года. В должностной инструкции указаны темы уроков, содержание программы и используемые материалы. Для старшей группы на 2016-2017 учебный год разработан план дальнейшей работы по бисероплетению детей.


В программе будут рассмотрены вопросы: от простого к сложному, от известного к новому, сложности и использования различных методов и приемов; интересы и желания детей.
Работа по развитию мелкой моторики на уроках бисероплетения запланирована в программе «Бисер» с пользой для детей. Делая игрушки, цветы, украшения и другие поделки из бисера с помощью проволоки, лески и ниток, дети легко приходят в восторг от работы с бисером. Педагогическое удобство выбранного направления заключается в том, что дети участвуют в трудовой и образовательной деятельности, изготавливая игрушки, очень похожие на игры, которые были основным видом деятельности в последние годы. Занятия с бисером можно рассматривать как способ развития мелкой моторики рук при условии строгого обучения навыкам рисования, счета, запоминания, повторения и воспроизведения.
Недоразвитие мелкой моторики отрицательно сказывается на развитии письма, рисования и конструирования. И все это связано с незрелостью координации речи при нарушенной координации «рука-глаз». Изменения мышечного тонуса (повышение или понижение) вызывают усталость и истощение мышц пальцев и кисти, делая движения неуклюжими, неточными, крупными или очень мелкими. Движения пальцев и рук у детей имеют особый эффект для развития. Программа рассчитана на тренировку пальцев, т.е. на обучение детей изготовлению поделок из бисера, бусин и стекляруса — одного из очень интересных, но малоизвестных видов рукоделия.
По мере взросления дети лучше знакомятся с иглами, развивают навыки безопасности при работе с ними и переходят к более тонким материалам, таким как бисер и стеклярус.
Существует четыре этапа обучения детей
1. дать детям представление о бисере, стеклярусе и о том, что можно сделать из этих материалов. Они знают историю бус, что они называются «бисер» и что секреты ремесла передаются из поколения в поколение. используются ювелирные изделия (браслеты, броши, бусы), подвески, серьги и пояса).
2.На этом этапе перед детьми ставится задача: нанизывать простые бусины, стеклянные бусины на нитку с иголкой.
3. бисер и стеклянные бусины в определенных количествах и в определенном порядке. Здесь прослеживается связь с математикой, закрепляются формы, размеры, основные цвета и оттенки, подчеркиваются эстетические качества.
4. плетение различных сеток на двух шнурах (линиях, проволоках).
Во время работы с бисером, стеклярусом и бусинами звучит спокойная музыка, выполняется пальчиковая гимнастика, а тело детей расслабляется и отдыхает. Работа с бисером, стеклярусом и бусинами приводит к улучшению усвоения детьми материалов учебной программы по развитию речи, математики и творческих способностей. Дети более спокойны, усидчивы, внимательны и активны в классе, потому что развитие мелкой моторики способствует и поддерживает формирование навыков письма, защищает детей от дополнительных трудностей в обучении и сохраняет физическое и психическое здоровье.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2009. 211 с.
Золотарева, Е.Н. Дар из бисера / Елена Золотарева. — 2 изд. — М.: Айрис-Пресс, 2008 -176 с.4. Плетение различных сеток на двух шнурах (леска, проволока).

